среда, 3 июня 2015 г.

Как научить ребенка убирать за собой (в деталях и подробностях)

Наверное, если не всем, то ну почти всем родителям знакома эта ситуация, когда "просто приходил Сережка, поиграли мы немножко..."

 Даже если никакого Сережки и не было. Некоторые дети просто игнорируют просьбу убраться, некоторые огрызаются в ответ, некоторые запихивают все в шкаф/под кровать, чтобы в глаза не бросалось.


 В умных статьях советуют начинать привлекать ребенка с раннего возраста к уборке, в виде игры, устраивать соревнования, кто быстрее уберет половину комнаты и пр. По опыту, работает это ровно пару раз, пока ребенок не поймет, что это не просто игра, в которую можно играть только, когда захочешь, а необходимость, и довольно скучная.


Еще среди опробованных мною советов был - все неубранные вещи отправляются на помойку. Теоретически, это должно сработать, потому что второй раз ребенок не захочет потерять свои вещи. Но.. не работает. Потому что привычка убираться, как и любая другая, не вырабатывается за один раз. Поэтому Алиса поплакала-поплакала над пакетом игрушек, которые отправились в помойку, а на завтра благополучно пошла спать с бардаком в комнате. А выбрасывать по пакету игрушек каждый день у меня не поднялась рука.
Вообще, нам с Алисой "повезло" - ее заставить убираться можно, нужно только раз 20 повторить - Алиса, убери то, убери это. И немного повысить голос. Думаю, на многих детях это работает, да? Еще можно шантажировать: не буду с тобой играть/не получишь пирожное/не дам планшет, пока не уберешься. Не думаю, что этот метод хорош в долгосрочной перспективе. Ну вот, я думала-думала, и нашла отличный пост в интернете (сейчас уже не могу найти ссылку)!
Мама предлагает устроить "тюрьму" для игрушек, в которую попадает все, что оказывается перед отходом ко сну не на своих местах. Этот метод похож на тот с выбрасыванием, о котором я писала выше, но с одной существенной деталью! Игрушки НЕ выбрасываются. Их можно освободить из тюрьмы! Если выполнить одно из заданий, предложенных родителем. Я приготовила Алисе карточки, на которых следующие варианты (скачать мой вариант карточек, сделанный за 5 минут, можно >> тут):
  • разобрать посудомоечную машину
  • сделать упражнения в математическом задачнике (у нас их несколько, называем мы это, "поиграть в математику")
  • сделать зарядку
  • разложить грязное белье по цветам
  • протереть пыль в своей комнате
  • поиграть на пианино 
  • пописать прописи
  • протереть пыль в гостиной 

*тут необходимо отметить, что очень важно обозначить, когда задание будет считаться выполненным. Например - пописать прописи (1 стр), поиграть в математику (2 стр), поиграть на пианино (3 стр), во избежание разногласий.
** также нужно иметь ввиду, что среди заданий должно быть и такое, которое ребенку нравится выполнять. для алисы это - игра на пианино. 

Алиса вытягивает одну из карточек, выполняет задание и имеет право освободить одну из игрушек. Отлично, работаем! По идее, ребенок не хочет, чтобы игрушка оставалась в тюрьме, он готов сделать одно небольшое задание, чтобы ее освободить, но впредь будет стараться, чтобы игрушка в тюрьму не попадала. Но! Опять все не так просто. В Довольно быстро Алиса стала думать так: ага, игрушки не выбрасываются, остаются у меня. Ну и что, что они лежат в корзинке, подумаешь. Делать еще какое-то дополнительное задание мне неохота, лучше я поиграю. И корзина-тюрьма стала наполняться, наполняться, пока все не начало из нее вываливаться. Тут мы ввели ново правило: если за день ничего из корзины не освобождено, одна игрушка-таки отправляется в помойку (на мой выбор). Ну, думала, я, уж одно-то задание  в день Алиса соберется выполнить (моей целью было так организовать уборку игрушек, чтобы мне вообще не приходилось принимать в этом участия. Но вместо того, чтобы ходить и напоминать: прибери, прибери, теперь мне нужно было повторять: освободи, освободи. Потому что Алиса так ни разу и не изъявила желания самостоятельно сделать задание. Тут же был еще один момент: ок, одну игрушку в день я выкидывала, но ее место в "тюрьме" каждый вечер занимало от трех и больше новых игрушек... Я уже почти совсем было отчаялась - не работает этот метод... Я была злая и раздраженная несколько дней. Я упорно не хотела напоминать Алисе, что нужно убираться, в надежде, что она сама изъявит желание. Но нет. И тут я додумалась сделать шаг назад. И вот что я увидела:
1. Алиса действительно стала прибирать за собой вещи вечером, если ей напомнить всего один раз: ты все прибрала? Надеюсь, скоро мне не нужно будет ей напоминать. Оставались неприбранными только вещи, которых она не заметила (например, ее игрушка в моей комнате), или если приходили друзья, и игрушек осталось слишком много. Это уже, я считаю, успех.
2. Я слишком многого хочу от нее. Ей только шесть. У нее школа, кружки, и совсем немного времени поиграть. Ей нужен отдых, ради него приходится чем-то жертвовать. Уборка - довольно логичный выбор. В конце концов, можно жить и в комнате с разбросанными игрушками, ее это ни капли не смущает. Да, по интернету ходят списки, рассказывающие нам, что должен делать ребенок по дому в таком-то возрасте. Типа такого:
Но скажите честно, вы-то сами все делаете из этого списка? Не думаю, что если ребенок в 3 года не накрывает на стол или не протирает пыль, то он вырастет никчемным человеком и не подаст вам стакан воды в старости.
Другая крайность гласит, что ребенок и не должен убираться. Это, мол, не его дом, а ваш, и он не обязан за ним следить. С этим я тоже не могу согласиться (за исключением подросткового возраста, когда ребенок пытается самоидентифицироваться и отделиться от родителей, но там другая песня). Я, как всегда, против крайностей. Поэтому вот мои выводы:
1. Запомнить раз и навсегда, что ребенок может учиться только на ваших примерах. Бесполезно заставлять ребенка читать книжки, если сами после работы вы заседаете перед телевизором. Так и с уборкой. Нужно постараться, чтобы ребенок видел, что вы убираетесь. Что да, это может не самое веселое занятие, но и не каторжная работа. Иногда можно оставить дом не прибранным, если устал, но это должно быть исключением, а не правилом.
2. Родители и дети живут в одном доме и помогаю друг другу. Это не значит, что вы будете убирать за ребенком все, пока он сидит и смотри в окно. Но с чем-то помочь можно и нужно, если он не успевает, были друзья и устроили разгром и т.д.
3. Надо договариваться, находить компромиссы. Хорошо бы что-то постоянное, чтобы вырабатывалась привычка. Как с чисткой зубов. Затея с "тюрьмой" - вполне себе работает, если не требовать слишком многого.
4. Не надоедать ребенку повторениями. Бесполезно кричать из соседней комнаты: уберись, потом еще раз, чистя зубы, потом еще раз, проверяя почту. Самое действенное, подойти, когда ребенок ничем интересным не занят, сказать, что пришло время убираться и проследить, чтобы он действительно начал это делать, может как-то поучаствовать (хотя бы советом, если нужно).


Вот как-то так. Если есть у вас какие-то истории с уборкой - велком!)

2 коммент. :

Энн комментирует...

Очень интересно, нужно бы тоже так попробовать.

Мне понравился способ, которым мы пользовались зимой перед новым годом. Идея сама родилась от адвент календаря. Я с вечера готовила конверт с датой, а внутри задания для обеих дочек (возраст 6л и 4г). Сначала разобрать посудомойку было первым пунктом, а потом письмо начиналось примерно так :"Доброе утро, мои солнышки! Вы мои умницы! Наверняка уже разобрали посудомойку. Вот вам новые задания..." В конце письма было указано место, где спрятан подарок. Иногда, чтобы его найти нужно где-то прибрать и найти в процессе уборки. Детям такое развлечение очень понравилось. Первой сдалась я, мне надоело делать конверты цветные))

Natalia Naumova комментирует...

Ха-ха, отличная история) правда на каждый день года не будешь устраивать подобное мероприятие с подарками, но как разовая мера - да, отлично

© iozh 2012 | Blogger Template by Enny Law - Ngetik Dot Com - Nulis